7 августа 2019 г. в Саратовском музее краеведения в разделе проекта «Народные промыслы» в рамках совместного проекта музеев ПФО «Истоки. Рожденные на Волге» состоялась презентация выставки одного экспоната "Саратовская гармоника".
На выставке представлена гармонь работы Михаила Степановича Темякова (1892-1974), учившегося у известных саратовских мастеров, в том числе Х.И. Артемьева. Сделанные им инструменты отличались напевным мягким звуком. М.С. Темяков изготовил около 200 гармоник, заказы на которые он получал со всего Поволжья. На его инструментах играли известные гармонисты: Ф.К. Туншев, С.П. Портнов и другие.
В России известно немало гармоник: тульские, череповецкие, вятские и другие. Но самая известная – саратовская. Отличительной чертой саратовской гармоники являются колокольчики. Именно они дали ей неповторимый голос. Саратовские мастера, первоначально занимавшиеся ремонтом привозных гармоник, с 1860-х годов стали изготавливать инструменты, которые отличались от всех остальных особой силой звучания, своеобразным тембром и наличием колокольчиков. Гармоника быстро вошла в народный быт и получила широкое распространение.
Первое упоминание в печати о «гармони с колокольчиками» появилось в газете «Саратовский справочный листок» в 1866 году. Заметка в газете свидетельствовала о том, что пассажиры парохода, плывшего по Волге вблизи Вольска, попросили подойти капитана поближе к берегу, чтобы получше услышать «игру на гармонике с колокольцами».
Первую гармонную мастерскую в Саратове в 1870 г. открыл Н.Г. Карелин (Корелин). Он же первым из саратовских мастеров получил свидетельство на звание «мастера гармоничного дела». Н.Г. Карелин изготавливал товар штучный, уникальный. Первыми его заказчиками были гармонисты из города и окрестных сёл, солдаты Саратовского гарнизона, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Мастер изготавливал гармошки для цирковых номеров братьев Дуровых. Для них делались маленькие гармошки, называемые «черепашками».
В начале XX века в Саратове работало 8 мастерских по производству гармоник, а по всей губернии трудились 40 кустарей-гармонщиков. Мастерские были небольшими, основные операции выполнял сам мастер, помогали же ему подмастерья и ученики.
Первые гармоники были не такие, как в середине XX века. Они были небольшого размера и не имели металлической отделки. Корпус гармошки делался цветной, окрашивался и покрывался лаком. По особому заказу инструмент обклеивался шпоном из ценных пород дерева, плоскость же украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок – вверху и внизу. Такая трудоёмкая отделка требовала особого умения. Ни одна гармоника не повторяла другую. Отличительным внешним признаком саратовской гармоники, кроме колокольчиков, были «лиры» - декоративная отделка резонаторного отверстия. У каждого мастера был свой рисунок «лиры», уголков, личинок для кнопок, окантовки мехов в местах соединения с корпусом.
В 1920-х гг. кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» (позднее - артель «Музыка»). Артель со временем превратилась в современное поточное производство с коллективом до полутора сотен работающих и выпуском до 8 000 гармоней в год.
Сто лет назад саратовская гармоника была непременным участником всех народных гуляний.
В годы Великой Отечественной войны многие наши земляки брали гармонику с собой на фронт. Саратовская гармоника тоже внесла свой вклад в общее дело Победы, поднимая дух и настроение солдат. Большую роль в этом сыграла наша землячка, знаменитая певица Л.А. Русланова. Она выезжала с фронтовыми бригадами к сражавшимся бойцам и под аккомпанемент саратовской гармоники исполняла весёлые частушки и припевки.
После войны популярность уникального музыкального инструмента необыкновенно выросла. Во всех Домах культуры были свои ансамбли саратовской гармоники.
На главной пешеходной зоне Саратова установлен памятник популярному народному инструменту. В определенное время из скрытых динамиков звучит узнаваемый голос саратовской гармоники.